Гитары против мещанства.

А.Дольский,
аспирант.

Началось с того, что песенные тексты некоторых профессиональных композиторов в какой-то момент перестали удовлетворять слушателей, особенно молодых. Появился Б. Окуджава.

Все очень просто. Три аккорда на расстроенной гитаре, но какой богатый мир образов, философская глубина и вместе с тем доходчивость, естественность! Не все у него было на одинаковом уровне, но это был толчок. Конечно, многие из ныне существующих авторов начинали независимо от Окуджавы, но на большинство он оказал влияние, и, что особенно важно, с него фактически появился интерес аудитории к таким песням.

Отсюда и завертелась мельница. Что ни год, то новые имена, новые песни: Ким, Кукин, Клячкин, Высоцкий, Визбор, Вахнюк - это только самые известные. Залы переполнены, на концерт самодеятельного автора трудно попасть.

Менестрелей столько, сколько на свете людей, которые любят их слушать. Я осмеливаюсь утверждать, что любой человек, пришедший на концерт самодеятельного автора не из праздного любопытства, это уже потенциальный поэт и композитор, потому что его волнуют те же проблемы, что и того, кто стоит у микрофона с гитарой. Между ними устанавливается невидимая, но тесная связь, которая помогает автору донести тонкие нюансы своей песни. Песня, преломляясь в восприятии слушателя, как бы рождается вновь, но немного в другом качестве, соответствующем субъективному мироощущению второго автора - слушателя.

Многие пытаются объяснить возникновение движения менестрелей только с социологических позиций, другие утверждают, что это явление искусства.

Почему я называю это явление движением? Не громко ли звучит? В США есть движение "гитары против войны". Молодые люди поют антивоенные песни на эстрадных площадках и прямо на улице. Они составляют часть всеобщего антивоенного движения.

В нашей стране движение менестрелей можно назвать "гитары против мещанства". Большинство песен носит философский, гражданский характер, в них выражаются мироощущения современного человека. При помощи гитары - одно время считавшейся мещанским инструментом - происходит борьба за моральную чистоту личности.

Бросьте в прошлое ваши пожитки,
Не жалейте - что за полжизни.
Лишь в ладошку немного лучей
Зачерпните - и в путь скорей.
Ваши руки должны быть свободны,
Чтоб подать их кому угодно.
Вот и все, и преград вам нет,
Ваш багаж - только солнечный свет.

Необходимо сразу установить те границы, за пределами которых движение теряет свою художественную ценность. Самодеятельных песен - море. Из них лишь часть вызывает серьезный интерес. Здесь не принимается во внимание "лирика подворотен". Движение основывается только на ценных, с точки зрения художественной, песнях. Другое дело, что слушателю подчас трудно самому в этом разобраться, но это уже вопрос личной культуры.

Общеизвестно марксистское положение о том, что с ростом духовного и культурного уровня личности искусство перестает быть только ареной деятельности избранных. Человек незаметно для себя приобщается к созданию духовных ценностей, которыми раньше он только наслаждался. Это второе призвание не только не мешает его основному занятию, а наоборот, расширяет сферу его интересов, способствует гармоническому развитию, более полному познанию жизни. Ведь искусство - одна из форм познания объективного мира.

Не является ли движение менестрелей подтверждением этого тезиса, особенно, если взять хороших авторов, хорошие песни. Например, Ада Якушева - педагог, Ким - педагог, Высоцкий - актер, Визбор - журналист, Вахнюк - корреспондент радио и т.д. Они хорошо знают жизнь. В конце концов, они просто умные люди. А это уже важно.

Искусство исходит из народа - старая формула. Раньше было - брал бородатый дядя гусли, слагал песни, баллады, припевки - становился баяном. Его уважали, приглашали на свадьбы, к княжескому столу, в позднейшие времена о нем писали исследования искусствоведы.

Не являются ли самодеятельные песни по своей внутренней определенности так же народным творчеством?

Однако, многие именитые композиторы и искусствоведы считают, что самодеятельная песня - вообще не песня в том смысле, что они имеют низкую музыкальную культуру. Но песня "За туманом", сочиненная музыкально безграмотным гитаристом, побивала все рекорды популярности задолго до того, как московское радио и телевидение снизошли до нее, в то время, как песня про телефон, которую поет Полад Бюль-Бюль-Оглы, можно было услышать по радио буквально три раза в день.

Лучшие самодеятельные песни оказывают влияние на профессиональные. Например, нельзя не заметить этого на последних песнях Таривердиева. Появление такой песни как "Зависть белая", исполненной впервые на Сочинском фестивале, тоже говорит о влиянии движения менестрелей на профессиональную эстраду. Так что хочет кто-нибудь этого или нет, а самодеятельные песни становятся фактом нашего искусства.

Что касается другой стороны вопроса - музыкальной безграмотности авторов песен, тут упреки вообще-то справедливы. Но дело здесь не такое уж беспросветное, как его пытаются некоторые представить. Дальнейшее развитие движения, очевидно, будет идти как раз по линии развития музыкальной культуры не в ущерб, конечно, поэтическому текстовому компоненту.

("За индустриальные кадры". Многотиражка Уральского Политехнического института.
г.Свердловск. 28.12.1967.)

Начало
Вопросы, замечания и предложения напрвляйте Алексею Мамарину.