Алекс:
... Анатолия Киреева, как и большинство бардов, я впервые услышал
не "живьем". Сначала я узнал, что есть такой бард, а после мне попал
в руки диск с альбомом "Под диктовку дождя". Купил его и не пожалел!
До сих пор с удовольствием его слушаю и всем рекомендую.
Я люблю дождь, и осень, и красивые мелодии - это все есть на этом диске.
Если на улице идет ливень, а ты сидишь за чашкой чая с друзьями или один,
то трудно подыскать более подходящий музыкальный фон для всего этого.
Весьма любопытным в момент знакомства с Киреевым оказались 2 факта -
то, что он практически наш земляк (Курган от Тюмени совсем недалеко) и то,
что он полностью тезка нашего с Твинкой отца - Анатолий Николаевич :-)
Это конечно же еще более сроднило нас с ним.
Благодаря тому, что живем мы совсем близко, мы имеем счастливую возможность
часто видеть и слышать Анатолия Киреева на концертах в Тюмени, Кургане, а при
желании и на Груше. В Тюмени его очень любят и с удовольствием приглашают
в жюри местных фестивалей авторской песни.
Наиболее известные песни у Киреева - "Подари мне рассвет" и "Севера",
ну а мне ближе другие - "Не спи в такую ночь", "Сколько зим, сколько лет",
"Я без тебя не могу"...
Светлая печаль в его песнях дает возможность и погрустить, и задуматься
о жизни, а иногда это бывает просто необходимо.
Alch: Мы с Анатолием Киреевым сталкивались живьем три раза.
Самый первый раз - это на Международном фестивале детской авторской
песни "Глория" в Петропавловске (Казахстан) в 2001 году, где он был
председателем жюри. Там я впервые и услышал его песни, вернее, узнал
автора песен "Подари мне рассвет" и "Ветер", "Мы варили суп харчо".
Песни - заворожили, а уж исполнитель - невысокий, с сильными пальцами, с
умением держать зал так, что после окончания песни "Пирога" показалось,
что зал выдохнул воздух из легких одновременно со звучанием последнего
аккода песни... Супер! Такого единения исполнителя и зала я давно не
видел (это было еще на концерте Олега Митяева), тут еще надо учитывать,
что на концерте большинство зала были - подростки - участники фестиваля,
а, по себе знаю, как сложно раскачать такую аудиторию...
На следующий день проходил первый отборочный тур прослушивания и наш
клуб "попал на Киреева". Анатолий Николаевич выслушал все наши номера,
хотя организаторы предупреждали, что участников много, поэтому жюри,
дабы ускорить процесс, будет останавливать исполнителей, чтобы мы не
обижались. Нам повезло, нас дослушали до конца. По каждой песне Анатолий
Николаевич высказал свое мнение и пожелания. Интересно, что я впервые
выставил на прослушивание свою дочь - сольно, до этого она пела в
ансамбле, трио. Показывала она "Белого воробья" Е. Фроловой. Киреев
раскритиковал ее манеру, ему показалось, что эта песня не должна звучать
минорно, это - ритмичная вещь!.. Дочь с ним не согласилась, потом еще
долго ворчала по этому поводу, что, дескать, не буду больше петь и т.д.
Потом мы Анатолия Киреева слушали на X фестивале "Бабье лето" в Юрге,
где он был почетным членом жюри вместе с Сергеем Матвеенко. Ребятишки
слушали Киреева с удовольствием, вспоминая встречу в Петропавловске.
Самое интересное, на следующий год мы опять встретились на "Глории"
с Анатолием Николаевичем, он вместе с Николаем Старченковым и Леонидом
Мараковым были почетными членами жюри. Я дочери говорю, что опять твой
"любимый автор" в жюри. Она чего-то проворчала, но прослушивались мы у
Старченкова.
На фестивале устроители каждому участнику вручают песенные
сборники наиболее популярных песен, которые поют в приглашаемом клубе.
На пустых полях этих сборников ребятишки пишут друг другу пожелания,
приветы и т.д. Это традиция всех фестивалей. Так вот, после концерта второго тура мы пошли за кулисы, брать автографы у жюри. Анатолий Николаевич всем написал свои пожелания, мне сказал, почему мы стали только дипломантами, хотя все звучало достаточно красиво (мы приехали очень малым составом, без первого голоса, поэтому мне пришлось по ходу исполнения песни скакать с басов на первый и обратно, где-то не попал в аккорд, Киреев это услышал, у него очень тонкий музыкальный слух), а доче моей, он ее вспомнил, написал: "Белому воробью с пожеланием удачи". А в августе этого же 2002 года мы снова встретились на Всероссийском фестивале авторской песни "Бабье лето" в Юрге, где
Анатолий Киреев был председателем жюри.
Волей случая я представлял в конкурсном жюри Новосибирскую область.
Конкурсный концерт был длинным, закончился уже за полночь. Я за столом
сидел рядом с Анатолием Николаевичем и поразился его умению успевать
подметить все нюансы исполнителя. Он не только ставил на бумаге
плюсы-минусы выступающего, но и записывал свои наблюдения по
аккомпанементу, исполнению, авторству... Здорово! И обсуждение итогов
прошло быстро, т.к. были четко сформулированы критерии оценок и четко
председатель обозначил систему, по которой происходил отбор кандидатов
по его мнению. Его мнение и наше практически совпали. Но это -
отступление.
Детские коллективы на фестивале стоят обычно отдельно от
взрослой тусовки, дабы не было тесного общения с подвыпившими певунами.
Так вот, при всей занятости (а на фестивале Почетный гость - нарасхват),
Анатолий Николаевич пришел к нашему костру и больше часа общался с
детьми! Он пел и рассказывал о себе, своих песнях, ребятишки пели ему
свои песни, вместе обсуждали ребячьи произведения, было такое единение
душ!.. А для ребят, когда такие маститые люди по-человечески с ними
общаются, без излишнего пафоса, надменности, узнавая старых знакомых,
это самая лучшая "мастерская". Где еще можно простому пацану или
девчонке вот так вот запросто поговорить с мэтром, сидя рядом с ним на
бревне? И мэтр тебя выслушает, подскажет, споет вместе с тобой... Так
что для нашего клуба Киреев - это не просто бард, а наш хороший
знакомый, песни которого поем с удовольствием и встречи ждем всегда,
потому что знаем, что этот человек не отвернется, сетуя на нехватку
времени, а всегда выслушает и подскажет...
Света:
Киреев есть Киреев! Его музыка плывет легко, спокойно и свободно, всепоглощающе заполняя собой все самые отдаленные уголки души, все, даже самые маленькие, щелки.
За что я люблю Киреева? Наверное, за то, что его песни о Севере, пронизаны таким чувством, которое созвучно моему отношению к этим местам. Может быть за то, что я очень хотела, чтобы наш сын полюбил авторскую песню и первой авторской песней, которая запала ему в душу, и которую он пел, даже без аккомпанемента с таким отрешением от всего, просто наслаждаясь самой песней, стала песня "Пирога". За мелодичность и философию, за простоту и емкость фраз, за образность и аллегории.
Есть авторы, чьи песни узнаваемы по стилю, по манере исполнения… Но творчество Киреева настолько многогранно: от шуточного шаржа на "Грушинских" бардов Балахнина и Андриенко, до философской "Пироги"; от песни с какими-то народными мотивами "Чудо-кони" до лирической "Я без тебя не могу".
Слушая песни Киреева, ощущаешь себя спокойно, тепло и уютно как в колыбели или в той Пироге. Можно закрыть глаза и раствориться в музыке, качаясь на волнах и отдаваясь на волю течению. А можно подпевать вслух – достаточно просто открывать рот, а слова подскажет душа. Он поет новую песню, а тебе кажется, что эта песня давно с тобой породнилась, слова сами собой появляются… и кажется, что все так просто (наверное, как все гениальное).