Льются с этих фотографий океаны биографий...

Рассказ Читателя о походе на Таганай в мае 2003 г.

«...Пусть в походную юность уносит меня
Таганай, Таганай...»


Это я к тому, что теперь, спустя годы, смогу с чистой совестью петь эту песню. Я ТАМ была!!!
Итак, что же такое Таганай. Краткая географическая справка: «Таганай - это гора такая, на Южном Урале, ну, вы же знаете...» (О.Г. Митяев, концерт в г.Уфа, 1999 год). А если быть точнее – Челябинская область, г.Златоуст.
Подъем в 4 часа утра и почти пятичасовая дорога никак не сбили энтузиазма новоявленного туриста (т.е. меня). Добравшись до места, оставив машины на стоянке (благо, город рядом), девять человек с рюкзаками за плечами начали восхождение на знаменитый в определенных кругах хребет. Не скажу, что мои хрупкие плечи были готовы к 9-ти килограммовой ноше, а 12-ти километровый подъем по тропе вдохновил меня на дальнейшие подвиги... ;-) Подъем, спуск, холодная река... Спасительный мост!!! Русло ручья, каменные реки (впечатляющее зрелище), последний затяжной подъем, высунутый на плечо язык, сугроб снега (!), долгожданная поляна.
Надо сказать, что погода обеспечила нам полный экстрим (чтоб жизнь малиной не казалась ;-)) Густой туман не позволял оглядеть окрестности, а ледяной ветер заставлял дрожать. Надев на себя предусмотрительно захваченные куртки, запалив-таки костерок, сварив кашу и напившись горячего чаю, заметили, что стало веселее. А когда после небольшой пробежки передо мной вдруг из тумана выплыл скальный массив под названием «Откликной», стало понятно, что в эту аферу я ввязалась не зря. Несмотря на туман и сырость, мы все-таки не смогли удержаться и отправились на скалы. Процесс «хождения» по мокрым и скользким камням, доселе мне незнакомый, оказался довольно занятным и располагающим к выработке организмом адреналина. Не буду пытаться описать свои эмоции и чувства, когда я оказалась наверху. Бывалые туристы расстроились, что из-за тумана ничего не видно, но меня лично сей факт нисколько не расстроил, то, что я видела, было для меня ново, захватывающе и впечатляюще. Но погода портилась с каждой минутой, и когда я с открытым ртом указала на покрытую льдом (не снегом, не инеем, а именно льдом!) елочку, было принято решение спускаться, пока камни еще не обледенели.
Пока мы, забившись в палатку и «включив» свечку, пели песни (начиная с Высоцкого «Средь оплывших свечей и вечерних молитв» и заканчивая «Гори, гори, моя звезда» с цыганскими напевами), траву покрыл снег. Так мы встретили первый день лета (это была ночь с 31-го мая на 1-е июня)...
Утром, от первой мысли, что надо выползать из спальника и влезать в мокрую куртку, бросило в дрожь... Но известие о том, что на дворе яркое солнце, несколько взбодрило замерзшее общество. Картина, открывшаяся на утро моим глазам, просто ошеломила... Надо мной возвышался тот самый Откликной. Вырос за одну ночь. В моей голове долго не могло уложиться, что его просто не было видно за туманом :-) Обледенелые деревья стали оттаивать, началась весенняя капель, причем все это искрилось и переливалось в лучах солнца. Такого я еще не видела. От переизбытка чувств разбудила остальной народ (разве можно спать в такой момент!).
На натянутых веревках появились тельняшки, штормовки, куртки… А мы двинулись в противоположную от Откликного сторону – на Круглицу.
Гора округлой формы, похожая на выгруженную из кузова грузовика груду камней. Только эти камни при ближайшем рассмотрении оказались огромных размеров. Много интересных и красивых мест попалось по пути на Круглицу (километра 3 от нашей стоянки). Но об этом невозможно рассказать, это надо видеть. А когда стоишь на вершине и смотришь вдаль, на город Златоуст внизу, на Кыштым (где мортиры льют) вдалеке, на причудливый лес, простирающийся от одного хребта к другому, ощущаешь могущество природы и свое маленькое причастие к этим горам и лесам, душа переполняется таким восторгом, что хочется кричать (что, в общем-то, я и делала, будучи не в силах сдерживать эмоции).
Но время пролетело незаметно, мы вернулись на стоянку, где с грустью стали собирать рюкзаки... Скажу честно – уходить не хотелось. И не просто не хотелось, а УЖАСНО не хотелось. Но, увы... Оглянувшись в последний раз, двинулись в обратный путь. Спустились быстро: во-первых, вниз – это не вверх; во вторых, тропки успели высохнуть, а значит, и идти легче; в третьих, приобретенный опыт «порхания» по камням позволил без всякого труда преодолеть каменные реки.
Последний привал на выходе. Что самое интересное – усталость навалилась внезапно. Два дня народ бегал бодренько, однако встать с травы на последнем привале оказалось неимоверно сложно. Но... Транспорт подан, рюкзаки привязаны к верхним багажникам… Понедельник, два часа ночи, Уфа...