Так что же не поделили почти что всегда "берущиеся за руки друзья" -- любители авторской песни -- в отношении визборовских юбилеев? Отчего возник столь мощный накал страстей в фидошной эхе SU.KSP (там, впрочем, страсти кипят довольно часто)?
Казалось бы, что может быть прекраснее в память о таком большом человеке, как Юрий Иосич Визбор -- собрать несколько тысяч человек в самом большом концертном зале страны и еще несколько тысяч (а может, и десятков тысяч) -- у телевизоров? Ведь, наверное, не так уж часто мы вспоминаем ушедших, как бы популярны они ни были при жизни, и такие встречи 20 июня -- превосходный повод для того, чтобы еще раз оценить вклад Визбора в культуру русскоязычной, скажем так, среды второй половины двадцатого века.
Вот я написал эту фразу, и сразу стал подмечать в ней признаки того ответа, который я хочу дать (ведь в хорошем вопросе кроется половина ответа!): мне кажется, что визборовские вечера в ГКЦ "Россия" имеют четко выраженную целевую аудиторию -- "ностальгантов по КСПесне". Именно эти люди обеспечили сумасшедшую покупаемость компакту "Песни нашего века" (вспомним: после его появления в открытой продаже в середине 1998 года он затмил по популярности все прочие проекты русской эстрады, по свидетельству братьев Мищуков в прямом эфире "Эха Москвы". К тому моменту, когда пишутся эти строки, в переходах московского метро из музыкальных киосков больше не слышится "Из окон корочкой" или "Все перекаты да перекаты" -- видимо, все, кто хотел поностальгировать, упомянутым компактом обзавелись). Многие из этой весьма многочисленной группы ездят на фестиваль имени Валерия Грушина, что проходит каждое лето в Самарской луке Волги, и ходят на подворачивающиеся под руку концерты АП в родных городах. Собственно, ради них и живет наш жанр -- чтобы наши песни было кому слушать. Кстати, отметим, что в нынешнем 1999 г. наметилась явная тенденция слияния визборовских вечеров в "России" и проекта "Песни века" не только на уровне участников, но и на уровне организаторов.
А вот недовольство всеми этими массовыми мероприятиями -- и концертами памяти Ю.Визбора, и результатами работы Грушинского фестиваля (и многих других форумов), и проектом "Песни нашего века" -- высказывает довольно небольшой круг людей, которые постоянно варятся в этой самой песне: собирают архивы и фонотеки, ведут мастерские, составляют бард-афишы, верстают сайты, да мало ли есть дел по сохранению наследия авторской песни. Я позволил себе свалить в одну кучу всех (очень разных!) людей, которых я имею в виду (и которые так или иначе обозначили себя в фидошных дискуссиях) -- Бориса Жукова, Виктора Кузнецова, Владимира Ланцберга, Александра Костромина, Бориса Ашкинадзе, Бориса Феликсона, Валерия Чудиновских и многих других. Повторю еще раз свой тезис: эти люди живут в постоянном контакте с авторской песней, и поэтому им не надо напоминать, как звучат песни Визбора, и они не вписываются в тот народ, которому надо возвращать "песни нашего века".
Наконец, есть еще и третья категория, из-за которой и разгорается значительная доля сыра-бора (или сыр-бора? как правильно, я не знаю). Это -- исполнители, имена которых можно вычитать на обложке компакта "Песни нашего века" или в афишах визборовских вечеров, и руководители соответствующих проектов -- короче, все те, кто эти вещи создает. Все эти люди, безусловно, давно и плотно занимаются авторской песней, достигли определенных вершин в сочинительстве и/или исполнительстве (если верить многочисленным дипломам, наградам и изданным компактам), то бишь люди, вообще говоря, сильно уважаемые, по крайней мере, вышеупомянутыми "ностальгантами".
Однако и на старуху бывает проруха. Приведу лишь несколько цитат по поводу вечера памяти Юрия Визбора 1998 года.
Б.Львович: - Hа сцену приглашаются виднейшие представители жанра - концерт приканчивать! Hу, думаю, сейчас Hовелла Hиколавна выйдут, Городницкий, Ким, Вихорев... Ошибся. Другие в ихнем жанре виднейшие. Жанры я перепутал.И еще в том же письме:
А чего-то не было. Собственно, виновника-то и не было. Почуял, что виноват, и смылся. А если серьезно - живой человечины модели "Юрий Визбор" не было. (Hе скажу, что не хватало: тут - или-или. Hе было!) Визбор - это, братцы, неповторимо. И все эти ритуальные услуги, не отходя от зала, - наша отмазка, мол, помним, отстаньте! И будет прирастать наша эстрада авторской песней. Как бы. И будем мы радоваться муляжам и спорить, какая из плащаниц самая правильная. И кровь на ней проступит, а потом выяснится, что завхоз порезался.Справедливости ради надо отметить, что потом Владимир Исакович не то чтобы открестился от этих слов, но признал, что написаны они были в состоянии нешуточной эмоциональной встряски, и по здравом размышлении он бы такого не написал бы и уж во всяком случае не отослал бы на всеобщее прочтение.
Следующий!
Следующая цитата (практически в хронологическом порядке) -- Денис Руденко, как я уже говорил, автор одной из самых почитаемых мною интернетовских страничек по Визбору:
Hо то, что происходило теперь, иначе, как вакханалией... Hет, и это не то слово -- слов нет, одни эмоции. Весь концерт у меня в голове крутилось: А как помер соловей с криком: "Падлы вы!" - Так слетелись воробьи - гарь лампадная. Порасселся на шестках гость непрошенный Hа поминках поклевать хлеба крошево. Hи добавить - ни убавить. Hе про соловья - про воробъев.Еще одну реплику -- совсем короткую, а посему -- культурную и содержательную -- вставил Костя Окуньков, который причастен к АП ведением воспитательной работы с подростками (да поправит он меня, коли я чего путаю).
Далее -- весьма развернутая реплика Костантина Добкина и Виталия Арнольда, одного из хранителей и пополнителей коллекции АП 43-й гимназии г.Москвы, Сергею Харитонову, высказавшемуся "из зала", от имени тех, кого я здесь назвал "ностальгантами" (о его репликах я скажу немножко потом):
Речь пpосто пpо то, что иногда можно бы и поаккуpатнее с душой-то!!! Эти песни тpудно исполнять, их бы спеть! Их бы послушать!!! "И ни о чем наш pазговоp для нас с тобой одних понятный...." [...] Речь о [том, что] многим из тех, кто поет (напевает) эти песни по доpоге на pаботу и с pаботы пpосто по человечески больно то того, что свои же "вспоминают" ТАК! Ведь это до некотоpой степени и от HАШЕГО имени... И что же, мы ТАК хотим о Визбоpе и его твоpчестве говоpить? [...] Или Вы тоже оцените величие Беpговского теpмина "ИХ ЖАHР" в данной ситуации? Одному из нас довелось слышать и Визбоpа, и некотоpых дpугих основателей на больих сбоpных солянках 84 года --- дpугое там было ощущение, качественно дpугое, там каждый выходивший на сцену был --- личность, и все вместе --- и на сцене и в зале --- дpузья... Зал, пpавда, в ДК Гоpбунова поменьше "России", ну так может и не надо нам многотысячных залов? [...] Hам только хотелось бы воспользоваться случаем ПУБЛИЧHО выpазить пpизнательность Владимиpу Исаковичу за pезкую и четкую позицию, котоpую он потpудился сфоpмулиpовать и высказать более чем обоснованно (хотя быть может и обидел кого своей эмоциональностью). А давайте посчитаем, скольким "обидно" с дpугой стоpоны? Вы любите такую аpифметику? Мы --- нет! В позиции Беpга есть много сильных моментов: -+- она "изнутpи", он мог быть и бывал на меpопpиятиях подобного pазмаха, ему есть с чем сpавнить; -+- он, навеpняка, не хуже нас с Вами помнит и живого Визбоpа, и существенную часть его твоpчества; -+- он говоpит о людях, с котоpыми сам не pаз и не два оказывался на одной сцене и в одном pяду на каком-нибудь pадио; -+- он говоpит, как человек, а не как МЭТР; -+- и в тоже вpемя он --- МЭТР! -+- все остальные МЭТРЫ --- молчат... Иногда где-то тихо что-то скажет Дулов на подобную тему, да кто ж его услышит... Hикитин и Беpковский никогда ничего не выpажают на эти темы, а кpоме того, у них-то как pаз есть некая своя pоль на подобных вечеpах... Ким молчит, и только ходит туда ... HЕ ВСЕГДА! Как и Гоpодницкий... Hовеллу Hиколаевну никто пpо это не спpашивал, а было бы интеpесно ее мнение. Вpяд ли только она его выскажет... Рассуждения на эти темы вечны как сам миp...Наконец, есть большая социокультурная заметка Виктора Кузнецова, руководителя одной из гитарных школ г. Москвы. Очень сильно вкратце: он говорит о том, что дискуссия крутится вокруг тезиса: "авторская песня вытесняется попсой". Глубинное предназначение, выполняемое авторской песней -- это вовлечение людей в песню, проживание песни. Критерий "хорошести", интересности, наполненности или я уж не знаю чего авторской песни -- ее нужность для жизни. Исполнение же с эстрады, тем более такой крутой, как "Россия" -- это постановка разделителя между залом и исполнителем, между слушателем и песней.
Из тезиса переживания песни, кстати, вытекает и то, что хорошее исполнение возможно только тогда, когда человек разобрал для себя всю исполняемую песню, и обычно это удается только автору. Это уже (с) Колеников, некий вывод из тезиса В.К. И еще одно место, к которому мне хочется добавить свой собственный комментарий -- это к "нужности для жизни". Сейчас, с высоты своих немногочисленных 26 лет, я чувствую, что слушание авторской песни и, в частности, Визбора в переходном возрасте послужило для меня определенной прививкой духовности -- нравственности, взрослости, чего-то хорошего. Я бы без такой прививки бы прожил, но с ней как-то "спокойнее, дружище, спокойнее" оказалось.
Вышеприведенные реплики не остались без ответа, и отпор в сети FIDO был дан Сергеем Харитоновым. Поскольку его позиция мне не очень близка, я не берусь детально ее пересказывать. Отмечу только, что он строит свои рассуждения на том, что жанры действительно были разными, а мероприятие в зале "Россия" называлось не "концертом", а "вечером", и к авторской песне посему отношение имеет не самое конкретное:
Авторская песня в проявлении Визбора там не звучала и не могла звучать. Визборовская песня в проявлении представителей нашего жанра (если кто не понял - я про АП) звучала пристойно. Произведения другого жанра (Кинер-Цитриняк, баянист, балалаечники, детский хор и проч.) по своей природе и положению не могут наносить ущерб тому, за что радеет уважаемый Мэтр [имеется в виду В.Ланцберг -- С.К.].Разговоры же о прирастании русской попсы авторской песней -- это некое общее место, которое не стоит принимать слишком уж всерьез:
Опять же - есть песни, которые мне нравятся и не в авторском исполнении. (Это, видимо, ужасно с точки зрения чистоты жанра, да?) Мне нравится "Батальное полотно" в варианте Луферова. И ближе к сабжу тоже - мне нравится "Как я летел на самолете" у Визбора. Однако, прозвучавший Иващенковский вариант (совсем не Визборовский) был весьма хорош. Hаверное, пропущенностью через себя, искренностью, за которую авторской песне прощали корявость стихов, примитивность мелодии, отсутствие голоса и расстроенность гитар. IMHO, именно эта пропасть разделяет эстраду и АП, и о прирастании одного другим - это страшилка.Потрудитесь сходить по ссылкам, я же не зря выложил всю доступную мне на конец мая 1999 г. дискуссию, дабы меня не обвиняли в передергивании цитат (что, увы, является основным приемом фидошных дискуссий, равно как и нежелание понять оппонента).
От себя добавлю, что я посетил подобное мероприятие памяти Юрия Визбора, чтобы не соврать, году в 1995-м. Тогда я был маленьким и несмышленным и просто зевал со скуки, ибо песни певшиеся я все тогда уже знал, какие-то факты биографии, о которых на вечере рассказывалось -- тоже, и денег истраченных на себя и притащенную с собой девушку было как бы жалковато...
История с "концертом -- по Визбору" имеет и свою предысторию -- предыдущие вечера памяти Визбора, вечер памяти Булата Окуджавы, и свою постысторию -- вечер памяти Галича, да и будущие визборовские вечера. Как сказал Александр Костромин, руководитель гитарной школы московского Центра авторского творчества, "Что делать-то будем?"
Мораль, которую я хочу вывести из всего вышесказанного, не в том, что на подобные концерты ходить не надо, или что не надо покупать компакты "Песен века", или не ездить на фестиваль Грушина. Ни в коей мере: здесь каждый волен (и должен) принимать свое собственное решение, а поступать подобным образом только потому, что вы услышали где-то подобный совет, наверно, будет во вред жанру АП. Нашему, я надеюсь, жанру. Я же буду считать свою роль выполненной, если, уходя с такого концерта или уезжая с такого фестиваля, вы пробормочете себе под нос: "Да, я ожидал чего-то большего... как Колеников в интернете предупреждал..."
И еще один момент: обсуждать этот текст, сколь бы жестким он кому бы то ни было не показался, я не хочу. Достаточно мне годовалой давности переругиваний с хорошим человеком Сергеем Харитоновым. У меня наболело, примерно как у Ланцберга в самом его первом письме. И этот текст пережит мной достаточно сильно, чтобы я мог написать его как-то по-другому.
Со смешанными чувствами,
Стас Колеников
P.S. Все-таки, почитайте дискуссию.