В. ЛАНЦБЕРГ. Сонатина для зеленого кузнечика

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. НАЧАТЬ БЫ ВСЕ ЗАНОВО...

... Еще одна группа песен "про любовь", но про ее, так сказать, заключительную фазу. Это песни-расставания.

Песенка "И кончился январь...". Буквально через несколько дней после ее рождения, когда появилась потребность повториться на эту тему, но уже не для себя, а для другого человека, она вошла во второй куплет письма "Пора в дорогу, старина...".

Песня "Начать бы все заново..." писалась в поезде Саратов-Москва, когда он только-только отошел от саратовского вокзала и катился на запад. Полнеба было в огне и возникали какие-то ассоциации этого заката с какими-то сугубо личными настроениями и пожеланиями. Все это и вызвало появление песенки...

И КОНЧИЛСЯ ЯНВАРЬ.

   ,          ,
И кончился январь !     A7 Dm
   ,         ,
Засыпано, затоптано,    E7 A7
   ,              ,
и рад, что пронесло,    D7 Gm7
   ,               ,
и жаль, что не вернуть. C7 F
    ,          ,
Но кончился январь,     D7 Gm7
    ,            ,
февраль шумит за окнами C7 F
   ,         ,
и не дает забыть,       Gm6 Dm
   ,         ,
и не дает уснуть.       A7 Dm

Ты врешь, что не права
и что не все потеряно -
не стоит, мол, спешить:
дорога не ясна...
Но - кончился февраль
с морозами, с метелями.
Тебе милей зима,
а мне нужней весна.

И вот - рассвет едва -
и сразу небо клочьями,
и южный ветерок
в лицо водой плеснул,
и кончился январь !
А если б и не кончился,
то я бы все равно
ушел искать весну !

1969.

* * *


                                                  Е.Л.
   ,           ,
Начать бы все заново,                    Dm Dm7+
  ,
сразу,                                   Dm7
   ,
немедля,                                 Dm7+
    ,   , , ,
да вот                                   Dm Dm7+ Dm7 Dm7+
   ,
неважное время --                        Cm/D
   ,                , , , ,
конец проходящего дня.                   D7 Gm Gm7+ Gm7 Gm7+
   ,
Фонарь на последнем вагоне               Gm
          ,  , , ,
отмашку дает                             Gm6 Gm Gm6 Gm
    ,
всему,                                   A7
                              , , , ,
что уже не касается больше меня,         Dm Dm7+ Dm7 Dm7+
    ,
всему,                                   D7
                                 , , , ,
что так долго душило нехваткою слов,     Cm Cdim Ebdim F#dim
    ,
всему,                                   D7
                                 ,  , ,
что, похоже, и ныне за глотку берет,     Gm Gm7+ Gm7
    ,
всему,                                   Bm
               ,
что тяжелым болотом                      C7
               ,   ,
к ногам приросло --                      F B
    ,
ни шагу назад --                         Gm6
         ,
что с того,                              A7
                 ,
коль ни шагу вперед?                     B7
      ,
  Ни шагу назад --                         E7
           ,
  что с того,                              A7
                   ,   , , ,
  коль ни шагу вперед?                     Dm Dm7+ Dm7 Dm6

Но надо же было
однажды к чему-то прийти --
и день наступил,
беспощадной усмешкой зубаст.
Теперь-ка попробуй
запрячь,
задержи,
запрети!
Дай бог дотянуться,
так он ведь еще и не даст.
И долго
за поездом ветру кружить шелуху --
обрывки
беспечно растраченных весен и зим.
И черт с ним,
что некому вывалить, как на духу,
и, слава те, господи,
цел и, кажись, невредим!

А рельсы -- на запад,
на запад,
на запад,
в огонь,
и там, под закатом,
неистово раскалены.
А рельсы качают,
качают,
качают вагон,
разматывая перед поездом
новые сны.
И теми же рельсами
гонится степь по пятам --
то ль череп,
местами в колосьях, местами плешив,
то ль плоская эта земля --
неразменный пятак
и на обороте
навстречу мне кто-то спешит...

1973

* * *

                                                      О.К.
     ,
Это только расставанье.                    Em
        ,              ,
Как ни жаль, но навсегда.                  C7 H7
        ,                ,           ,    ,
Вот и все. Прощай -- не мучься и не мучай. Em D7 G G7
        ,             ,
Два весла, и скрип уключин,                C G
     ,       ,
и тяжелая вода,                            F7 E7
       ,             ,
и под банкой -- анкерок                    Am F#7
                                    ,    ,
                        на всякий случай,  H7 G7
           ,             ,
   Два весла, и скрип уключин,                C G
        ,       ,
   и тяжелая вода,                            F7 E7
          ,             ,
   и под банкой -- анкерок                    Am H7
                                       ,
                           на всякий случай.  Em

Можно в ветер окунуться,
можно с чертом на пари,
все несчастья, все напасти накликая.
Одиноко режут воду
золотые фонари.
Фрези Грант -- простите, кто она такая?

Может, странно, но, признаться,
я совсем ее не жду
и в ночи ей фонарем махать
                           не буду.
Просто, каюсь, не расслышал
в лихорадочном бреду,
как зовут
          мое обманчивое чудо.

Два весла, и скрип уключин,
и восток светлей чуть-чуть...
Может, вовсе мне искать ее
                           не надо?
Просто мне в бреду казалось:
суждено когда-нибудь
обнаружить, что Несбывшееся --
                               рядом!

Это только расставанье.
Как ни жаль, но навсегда.
Вот и все. Прощай -- не мучься и не мучай.
Два весла, и скрип уключин,
и тяжелая вода,
и под банкой -- анкерок
                        на всякий случай.

1970

КЛАССИКИ.

                                                 Е.И.
  ,           ,      ,      ,
Промелькнуло лето в белом платье,          Am E7 A7 Dm
   ,                  ,   ,
в дымке скрылось голубой.                  G7 C C7
  ,                 ,    ,
Снова осень чертит на асфальте             F A7 Dm
  ,                   ,
классики для нас с тобой.                  E7 Am
  ,                      ,
Ждем, ну кто же первый скажет: "Хватит!" - G7 C
     ,                 ,   ,
кто-то ведь начнет, любой.                 G7 C C7
 ,                   ,    ,
Только осень чертит на асфальте            F A7 Dm
  ,                   ,
классики для нас с тобой.                  E7 Am
                             ,
                    Нам с тобой...         G7
                                           F7 H7 E7 Am

Кажется, большая перемена.
В общем, ты была права:
кто-то мне сказал нетвердым мелом
первые свои слова.
Будто вновь весна зовет несмело,
будто вновь она жива...
Кто-то мне сказал нетвердым мелом
первые свои слова.
                    Те слова...

Может быть, не время этой грусти:
спешных дел не перечесть.
Только что-то просто не отпустит
и оставит все, как есть.
Листопад панели охрой красит,
листья носятся гурьбой.
На одной ноге в последнем классе
сколько нам стоять с тобой ?
                    Нам с тобой...

1970.

Предыдущая часть Содержание Указатель Аккорды Обложка Следующая часть

Замечания