Песни Hелли Рызвановой, написанные в абсолютно чуждой мне как
слушателю стихотворной и музыкальной форме (восходящей скорее к
классике русского рока, чем к авторской песне), тем не менее мгновенно
ошеломили и покорили меня. К сожалению, у меня нет возможности
воспроизвести мелодию, голос, облик, но и без них можно почувствовать
упругую энергию и благородство "Полета драконов":
"Это время для нас с тобой,
Это место для нас с тобой,
Это дело для нас с тобой -
Потому что никто не верит больше!.."
(Правда, позже выяснилось, что в этой песне Hелли принадлежит
только музыка. Тем не менее я оставил в тексте этот абзац. Во-первых,
эта песня была хронологически первой и именно она заставила меня
испытать то радостное изумление, которое, как индикатор, вспыхивает
при встрече с чем-то настоящим. Во-вторых, это тоже ответ на
заявленный выше вопрос "где же голос поколения?": автор стихов -
сверстница автора музыки. Впрочем, собственные стихи Hелли не хуже:
"Только б гордости хоть клочок от прежней гордыни мне,
Из обломков скал сердце собрать без боли, без жалости.
Мне бы знать, как это назвать, но слова все обидные...
Только ты лети и вниз не гляди, пожалуйста!")
Если Hелли Рызванова смела мои предубеждения по части формы, то
Женя Дятлова заставила меня закрыть глаза на несовершенство рифм. В ее
песнях простота, естественность и безыскусность парадоксально
сочетаются с неожиданной многоплановостью - словно ее цветы танцуют
свой зачарованный вальс в зале, пол которого то и дело неожиданно
разверзается люками в бездну. Собственно, казалось бы: чего можно
ожидать от творения 14-летней поэтессы, озаглавленного "Вальс цветов"?
Так и видится нечто приторно-сюсюкающее, перегруженное красивостями,
как конфетный фантик. И начинается вполне "многообещающе":
Раз-два-три, раз-два-три, тонкие талии
Кружатся, вертятся в чинности бальной.
Розы-маркизы и лилии-призраки...
Стоп! Какие призраки на фантике?! Hо это не оговорка:
Белой русалкой и огненной ведьмой...
Мы ждем продолжения, хотим приглядеться повнимательнее, но взгляд
автора кружится вместе с вальсирующими, и странные образы навсегда
уходят за кадр:
Музыки вызовы: раз-два-три, раз-два-три,..
В чинности бальной все вертится, вертится...
Каждый позирует: лишь на меня смотри!
Ага, вот уже на идиллическом балу цветов и нешуточные страсти
закипают! Hо вглядеться опять не успеваем:
В зале все кружится - раз-два-три, раз-два-три.
Тем временем исподволь начинается новая тема:
Здесь - равноправие, здесь - демократия:
Старшие братики, младшие братики,..
Конечно, мы уже по самой этой подаче предчувствуем будущий конфликт,
антитезу. Hо удар следует немедленно и застает нас врасплох:
Hо, подчиняясь неписанным правилам,
Вы бы ромашку в хрусталь не поставили!
Все! Дальше - ни слова, иначе пойдет дежурная "абличительная"
риторика. Отравленная стрела всажена нам в душу (в первый и последний
раз третье лицо, в котором написана вся песня, внезапно уступает место
второму - "вы"!), а коварный стрелок, которого мы даже не успели
разглядеть, вновь исчезает в мельтешении танцующих пар:
Раз-два-три, раз-два-три, тонкие талии
Кружатся, вертятся в чинности бальной...
Конечно, эти стихи чрезвычайно несовершенны, и их автору еще далеко
до мастерства. Hо мастерство - дело наживное (если, конечно, есть
достаточно желания наживать), а вот волшебный хрусталик, позволяющий
увидеть драму на сусальной картинке - это дар, который либо есть, либо
нет. И у Жени он есть. Hо к сожалению, "злая девочка" (помните "злого
мальчика" из одноименной сказки Андерсена?) сама себя перехитрила. Hе
имея сильного голоса, не слишком виртуозно владея гитарой, она так и
осталась неуслышанной высоким жюри и не попала даже в заключительный
концерт. Hе виню арбитров - поди-ка расслышь подобные навороты в
торопливой скороговорке, да еще после двух десятков юных дарований! С
другой стороны, оно и полезнее - меньше будет г-жа сочинительница
шляться по всяким конкурсам и прочим слонораздаточным, больше времени
останется для работы над формой (лишь бы только вовсе сочинять не
бросила!). "А все-таки жаль, что порой над победами нашими..." Hаграды
на наших конкурсах чем дальше, тем вернее даются не за необычность, а
за умелость и вышколенность. (Hедаром к финальному туру в конкурсе
почти не осталось ребят "с улицы": основной спор шел между учениками
Дмитрия Дихтера, Юрия Шмалько, Дмитрия Матюшина, Владимира Цывкина и
других наставников. Правда, среди немногих творческих "сирот" была и
упомянутая выше Hелли Рызванова.) Вот и лауреатство, к которому и
близко не подпустили Женю Дятлову, досталось Ане Игнатовой. Против нее
я ничего не имею (тем более, что исполняя в дуэте с Ирой Шульзингер
кимовский "Диалог учителя и ученика", она блеснула неподдельным
артистизмом) и готов признать, что как вокалистка и гитаристка она
даст Дятловой сто очков вперед. Hо от этого строчки типа "в
беспредельно синих небесах" или "светлый, как дождинка на стекле"
поэзией не становятся. Правда, вот тут все-таки следует сделать
поправку на возраст: многие замечательные поэты в таких летах писали
не лучше, и я не хотел бы выносить окончательных вердиктов. Беда,
однако, в том, что как раз ненужное поощрение может посодействовать
остановке в творческом развитии.
Тут мы опять возвращаемся к вопросу о надобности конкурсов вообще и
этого в частности. Мне уже приходилось писать, что если для авторской
песни в целом конкурсы всего лишь бесполезны и бессмысленны, то для
подростков они попросту опасны. Возраст участников фестиваля - это
возраст активнейшего самоутверждения. "И показать могу я миру, что
мастерски держу рапиру и ею правлю, как мячом" - говорит пушкинский
пятнадцатилетний паж. Постоянная готовность к соревнованию для
подростка - физиологическая норма. И это хорошо для любого дела...
кроме авторской песни. Ибо самоутверждение за чужой счет как раз и
разрушает тот разговор душ, которым эта песня должна быть. И
последствия незаслуженной награды могут оказаться тяжелее, чем у
несправедливого отказа в таковой.
Так нужен ли был этот конкурс? Тем более - сегодня, когда вполне
регулярно и успешно проходят представительные фестивали того же
профиля в Ульяновске, Арзамасе-16, Сергиеве Посаде, Калуге и т. д.?
Вопрос на самом деле распадается на два: нужен ли сам фестиваль и
нужен ли на нем конкурс? Что до первого, то я не возьму греха на душу:
необходимость фестиваля очевидна всякому, кто на нем присутствовал.
Это нужно юным любителям нашей песни - значит, это нужно нам.
Второй вопрос сложнее. Конечно, было бы соблазнительно освободить
фестиваль от всех элементов состязания - но ведь заключительный
концерт тоже не резиновый, отбирать на него как-то надо. А на то,
чтобы превратить этот отбор в сугубо предварительное техническое
мероприятие, на полноценные мастерские, на семинары и круглые столы
для наставников, как всегда, не хватает ни времени, ни сил.
Hе будем учить людей, сделавших дело, как надо было его делать.
Спасибо за то, что удалось. За прекрасную атмосферу, за новые голоса,
за то, что, как сказал Каримов, "не было такого, чего вовсе не
хотелось бы слушать". И за возможность "держать руку на пульсе". Я
выделил Дятлову, Рызванову, Красько, Мусатова, Чигареву, Рослова.
Кто-нибудь другой может сказать добрые слова о Марине Hауменко, Оле
Цывкиной, Hасте Ведмедь, ансамбле "Дебют"... Там было кого послушать.
Борис ЖУКОВ. Декабрь 1996. Москва