Стихия музыки многолика, как сама жизнь. Кто-то выбирает для себя мугам, кто-то - джаз, кто-то - стихи под гитару... Феномен авторской песни до сих пор так и не исследован до конца. Песни, пропахшие дымом туристских костров, позже вобрали в себя и городской романс, и ритмы рока... Но не суть важны искусствоведческие термины - важно одно: то, что эти песни живут и радуют уже не одно поколение слушателей.
Вероятно, мало кто из сегодняшних читателей помнит, что на стыке 60-х - 70-х годов в Баку существовало целых два клуба авторской песни. Один из них возник чуть раньше другого, как клуб самодеятельной туристической песни, его деятельность связана с именами Д. Новогрудского, Н. Попова, А. Гарбера, И. Зеленского, А. Макарова, А. Зинина... Стоит вспомнить и про И. Кабаидзе, который сам песен не писал, но своим энергичным администрированием внес в бардовское движение вклад не меньший, чем иные авторы. На тот момент в бывшем СССР активно существовали четыре признанных школы авторской песни: Москва, Петербург (тогда еще Ленинград), Казань и Баку. Именно эти города были центрами тогдашнего "бардизма" и представители нашей школы многие годы держали достойный уровень, как на бакинских, так и на иногородних подмостках. В те годы в Баку регулярно проводились фестивали авторской песни, в жюри которых можно было увидеть таких "зубров", как Борис Полоскин - президент ленинградского клуба "Восток", друживший еще с "самим" Галичем. По приглашению местных бардов не раз приезжали с концертами маститые российские авторы: А. Дулов, А. Ткачев, Ю. Кукин...
Второй клуб отпочковался чуть позже и оформился в КАП (Клуб Авторской Песни) с традиционным названием "Баку". КАП тех лет чаще всего связывается с именем Якова Когана, четыре (!) раза становившегося лауреатом знаменитой "Грушинки" - песенного фестиваля им В. Грушина. Среди КАПовцев первой волны были: Владимир Рагимов, которому суждено было стать последним президентом тогдашнего КАПа (сейчас живет в Лос-Анжелесе, организовал собственную студию звукозаписи, является лидером калифорнийских бардов - такое явление, оказывается, тоже существует), В. Оксиковский (живет в Москве, пишет песни для популярного российского певца Александра Малинина), а также Александр Барьюдин и Олег Шмаков, которые сегодня активно взращивают бардовскую культуру на земле обетованной.
Позже, уже во второй половине 80-х в КАП пришли тогда еще совсем молодые Александр Маркман, Мурад Волков, Эльдар Асадов, Джавид Имамвердиев (нынешний Президент Клуба) и многие другие, со временем ставшие полноправными мастерами бардовского цеха. Но им повезло меньше, чем их предшественникам - наступали трудные времена.
ТРУДHЫЕ ВРЕМЕHА:
В 1989 году единственный к тому времени бакинский клуб авторской песни официально объявил о своем закрытии. В воздухе все громче раздавалось эхо надвигающихся на нас войн - и Музы, заслышав пушки, как водится, примолкли. Неуверенность в завтрашнем дне, отток русскоязычного населения... Это было время, когда половина города куда-то уезжала, а остальные собирались сделать это в самое ближайшее время. Клуб стремительно терял как авторов, так и слушателей. Итак, КАП прекратил свое существование, но те немногие авторы, кто продолжал жить в Баку, продолжали писать песни, которые им приходилось исполнять, в основном, собираясь на квартирах друг у друга. Продолжали работать Р. Талышинский, С. Аранович, И. Имамалиев, М. Волков, появлялись новые имена: Самир Раджабов, Эльхан Челебиев... Но каждый из них, подобно киплинговскому коту, в общем-то, гулял сам по себе, не только потому, что это вообще присуще творческим натурам, но и по той простой причине, что на тот момент не существовало уже ни самой бакинской школы, ни клуба авторской песни. Сольный концерт С. Раджабова, организованный в начале 90-х, конечно, не мог в корне изменить положение вещей, но он стал, как бы, тем самым невидимым толчком к тому, чтобы попробовать переломить ситуацию.
Как-то раз собравшись вместе, те, кто так и не уехал, приняли решение о возрождении КАПа, они же и составили костяк обновленного клуба. В итоге их усилий в марте 1997 года в ТЮЗе состоялся первый концерт возрожденного клуба под названием "Здравствуй, мой город". В июле того же года ушел из жизни Булат Окуджава, как известно, долгие годы бывший некоронованным королем бардовской песни. Бакинский КАП решил провести вечер памяти Мастера в театре им.Р.Бейбутова, в чем им и было благополучно отказано. Но, видимо, слова великолепного Булата "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке" уже витали над бакинскими приверженцами бардовской песни, потому что, несмотря на все подобные срывы и огорчения, именно с 1997 года последовал цикл более или менее регулярных концертов авторской песни.
СЕГОДHЯ И ВСЕГДА:
Не стоит объяснять, что сегодня организовать даже один концерт очень и очень непросто. Плата за билеты не превышает чисто символической цифры 5000 манат - на этом настаивают сами барды, понимая, что для многих поклонников авторской песни, удрученных экономическими проблемами рыночного периода, и эта сумма довольно значительна. И хотя концерты, как правило, проходят при полном зале (подтверждение тому - октябрьский концерт "на троих" М. Волкова, А. Маркмана и Д. Имамвердиева, озаглавленный ими "Секрет Полишинеля"), но проблема в том, что даже при аншлаге выручка от такого концерта фактически равняется нулю. С недавнего времени в городе запрещена самовольная расклейка афиш - за это (как и за многое другое) теперь тоже надо платить. Так что, главной движущей силой сегодняшнего КАПа по прежнему остается энтузиазм его членов.Очевидно, что любые творческие порывы должны обретать реальное воплощение с помощью энергичных и заинтересованных людей.
Пару лет назад в лице Центра русской культуры беспризорные до этого барды обрели крышу (как в прямом, так и в переносном смысле). С тех пор там проходят регулярные "пятницы" клуба: в небольшой комнате, вокруг стола собираются те, кто, несмотря ни на что сохранил верность авторской песне. А песни там звучат самые разные, потому что и сегодняшние барды очень разные: у каждого - свое лицо, своя интонация, своя тема... Вот Мурад Волков, обрушивающий на своих слушателей настоящий песенный торнадо, вот - великолепный в своем профессионализме Ибрагим Имамалиев, один из тех, кто стоял еще у истоков первого клуба, вот Сергей Аранович с его своеобразной философией, вот - Георгий Черногоров, автор блестящих музыкальных композиций, пришедший в авторскую песню с эстрады, где его стихией стали романсы и цыганские песни. Вот - президент бардовской республики, Джавид Имамвердиев - романтичный и очень "бакинский" человек, вот - экспрессивный Самир Раджабов, работающий в актуальном стиле бард-рока, вот Эльхан Челебиев, исповедующий фолк-направление, чья давняя мечта - поднять на профессиональный уровень именно азербайджанскую бардовскую песню (кстати, последнее время Эльхан и Самир очень плодотворно работают в дуэте и у них это здорово получается). Вот - Андрей Корябкин со своим хитом "Под шум дождя"... и еще многие, и многие, о которых мы не упоминаем только в силу ограниченности газетного пространства. Но все эти, такие разные голоса гармонично дополняют друг друга, утверждая простую истину, что людям и сегодня очень нужны простые слова о красоте, о дружбе, о любви...
Иногда приходится слышать, что нашим современникам, занятым проблемами выживания, не до стихов и песен. Но, наверное, стоит напомнить, что если Поэзия и Музыка рука об руку прошли сквозь испытания тюрьмами и цензурой, революциями и мировыми войнами, вряд ли они прекратят свое существование именно в наши дни - и пожелаем им еще "многую лету". Готовя эту статью, я не могла не задать Д.Имамвердиеву вопрос: "Неужели и сейчас кто-то пишет бардовские песни?" Оказывается, пишут - значит, и у нового поколения есть потребность взять в руки гитару и спеть под нее свои стихи. Но для полноценного развития бардовской молодежи необходимо общение с мастерами, постижение элементарной грамотности, азов теории и практики "бардизма", а молодые зачастую просто не знают, куда идти. Пользуясь предоставившейся возможностью, хотим еще раз напомнить, что бардовские "пятницы" открыты для всех - там будут одинаково рады и новой песне, и новому слушателю. И давайте, как поется в одной из бардовских песен, "собираться у стола ...чтоб стали наши помыслы едины, и откровенья наши, и дела!.."
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
Буквально на днях, когда эта статья уже готовилась к печати, в субботу, 17 ноября в помещении Центра русской культуры состоялся большой бардовский концерт. Просторный холл Центра оказался сплошь уставлен стульями, креслами и даже табуретами, занятыми в соседнем кафе, но несмотря на это, некоторым припозднившимся зрителям пришлось стоять у стен (что, впрочем, никого не смутило). Оказавшись после достаточно затяжного перерыва лицом к лицу со своим зрителем, барды были, что называется, в ударе - три с лишним часа, не умолкая, звучали их голоса. Классика бардовской песни сменялась песнями на стихи современных поэтов, а камерные романсы - полнозвучными эстрадными композициями.
Вечер был отмечен присутствием представителей российского посольства, в частности, советника по культуре, Пармена Парменовича Шеншина. Кстати, можно только удивляться замечательной энергии этого человека: его можно увидеть и на литературных вечерах, и на эстрадных концертах, и на официальных мероприятиях - словом, везде, где присутствует такое хрупкое и уникальное на сегодняшний день явление как культура. Неподдельный интерес и живое участие во всех проявлениях нашей культурной жизни (что, между прочим, выгодно отличает г-на Шеншина от его предшественников) снискали ему даже за относительно недолгий срок его пребывания в нашем городе искреннее расположение и дружбу многих и многих бакинцев. А ведь любому творческому человеку так нужен тот самый неравнодушный зритель, слушатель, читатель, для которого, собственно говоря, мы и поем, сочиняем, рисуем...
В заключение хочется поблагодарить организаторов концерта в лице Светланы Hиколаевны Бариновой, руководство Центра русской культуры, гостеприимно распахнувшего в минувшую субботу свои двери перед авторами и поклонниками бардовского искусства. Хочется также верить, что наметившееся сегодня (пусть даже и небольшое) оживление на ниве авторской песни не пройдет бесследно, а концерт, о котором мы рассказали, откроет целую серию подобных встреч в будущем.